«Греческое происхождение» Ялты — миф, созданный помещиками в XIX веке
«Греческое происхождение» Ялты — миф, созданный помещиками в XIX веке
Продолжаем цикл интервью с ялтинцами в рамках подготовки проекта Устава территориальной громады. О тиражируемой и реальной истории древней Ялты — кандидат исторических наук, археолог Наталья Новиченкова
Наталья Георгиевна, в Большой Ялте много археологических памятников? Никогда не встречал их каталог. Он существует?
— Памятников у нас несколько сотен, а каталога нет. Исследования проводились в разное время, а единой экспедиции, которая бы изучила все памятники, не было. В Рескоме по культурному наследию АРК есть общекрымский список. Но в него входят только те памятники, на которые оформлены документы. Это — половина или две трети из того, что известно.
А что известно? Какие памятники есть на территории Большой Ялты?
— Стоянки первобытного человека, таврские, готские, аланские погребения, поселения, святилища, древнеримская крепость, генуэзские укрепления, византийские храмы.
То есть территория Большой Ялты исследована «от и до»? Или для археологов есть еще фронт работ?
— Здесь немало «белых пятен».
Из уже найденных и исследованных памятников что-то имеет всемирное значение?
— По сути, таких памятника три. Это: древнеримская крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, святилище античного времени на Гурзуфском седле и раннесредневековая византийская крепость Горзувиты Прокопия Кесарийского.
С чем их можно сравнить?
— Харакс — с подобными римскими крепостями вдоль Рейна в Германии, его крепостную стену — с Траяновым валом в Великобритании.
Черные археологи интересуются раскопками в Большой Ялте?
— У нас большинство находок имеет чисто научный интерес. А на тему черных археологов я не хочу говорить. Это обыкновенные грабители.
Вы, может, и не хотите, но люди говорят. Говорят о таврских могильниках, готских некрополях, я лично читал о святилище на Гурзуфском седле.
— Факты разграбления памятников возмутительны, но они давно уже не новость. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, ее нужно решать на самом высоком уровне.
Герой соцтруда против археолов
Наталья Георгиевна, вы с мужем обнаружили и исследовали один из знаковых не только для Украины, но и всего мира археологических памятников — древнее святилище тавров на Гурзуфском седле.
— Честь открытия принадлежит лесничему Иосифу
Дмитриевичу Дроздову. В 1981 году приостановили строительство
газопровода Ялта-Алушта, который прокладывали частично по главной горной
гряде, и он услышал, что лесники собирают в заброшенных траншеях
какие-то вещи. Он их изъял и написал письмо в ялтинский музей. Так,
благодаря ему, мы получили единственное не разграбленное в Северном
Причерноморье святилище.
Слышал, что с раскопками было связано какое-то судебное разбирательство.
— Святилище пересекала траншея газопровода, его строительство возобновили в 1983 г. К окончанию работ завершить раскопки мы не успевали, и была угроза, что траншею засыплют прилегающим грунтом — то есть остатками культурного слоя святилища и найденного там же средневекового храма. Поэтому договорились со строителями о том, что они закопают траншею привозной землей. Нас обманули. Экскаватор снял грунт вплоть до скалы. Мы подали в суд. Это было первое дело строителя в СССР, которые разрушили памятник истории. Весь вопрос состоял в том, кто отдал приказ. Как выяснилось на заседании, не прораб, который ни за что ни про что сидел на скамье подсудимых, а начальник участка. Он присутствовал, и ему пришлось признаться. Дело передали на доследование, а нас успокаивали тем, что справедливость победит. Начальник участка оказался Героем Социалистического Труда. А их у нас не судят.
???
— Наш иск заключался в том, что памятник разрушен, и надо восстановить то, что осталось. Раскопать 300 квадратных метров. Работа немалая, но обычная для археологов. Поэтому мы запрашивали согласно существующим расценкам три тысячи рублей на проведение раскопок, а археолог, которого закрепили в качестве эксперта, заявил, что мы требуем много денег и стоит эта работа ... 36 рублей. Потому что это — не раскопки, а просеивание грунта. И дело развернулось на 180 градусов. Позже вскрылось, кто дал указание сделать такую экспертизу.
Чтобы утихомирить тавров, римлянам пришлось послать три экспедиции и построить крепость
Раскопки на Гурзуфском седле добавили что-то новое в древнюю историю?
— О таврах — первом известном народе Южного берега Крыма — сведений очень мало. Мы не знаем, на каком языке они говорили, нет свидетельств письменности. А самым крупным свидетельством об их существовании является цитата из Геродота. Он писал о том, что тавры приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение или захваченных в море эллинов. В святилище Девы головы жертв пригвождают к столбам, а тела сбрасывают с утеса или, по другим сведениям, предают земле. Головы пленных врагов, насаженные на длинные шесты и выставленные над домами, становятся стражами жилища. «Живут тавры грабежами и войной», — подытоживает Геродот. Из раскопок нам было известно еще, что тавры занимались мотыжным земледелием и скотоводством.
На Гурзуфском седле мы изучили ритуальную
культуру народа и смогли проследить жизнь таврского святилища в течение
1000 лет — с VII века до н. э. до III века н. э. В святилище были
найдены только кости животных. Обнаружены уникальные предметы античного
времени, те, которых нет больше нигде в мире. В том числе это серебряные
и бронзовые статуэтки, которые создавались в IV-III веках до н. э. и на
рубеже н. э. в единственном экземпляре по известным образцам скульптур
Лисиппа и Праксителя.
Пиратская добыча?
— Почти все приморские народы были пиратами. Существовало так называемое береговое право, по которому в случае гибели корабля все, что выносилось на берег, становилось собственностью местного населения, том числе люди. Но как эти статуэтки попали к таврам, мы однозначно сказать не можем.
А почему о таврах известно так мало?
— Исследователи, считают, что тавры сами стремились к тому, чтобы о них поменьше знали. Греки обычно строили свои колонии в местах, где не было постоянного населения. А Херсонес построили в густонаселенном районе. Отсюда согнали многочисленное население. И как раз в это время, в VI-V вв. до н. э., наблюдается заселение Южного берега Крыма, который становится для греков закрытым на многие сотни лет.
Резервация?
— Не совсем. На западных яйлах Крымских гор были прекрасные пастбища, а скот, как известно, был источником жизни для тавров. Поэтому тавры расселились по периметру гор: Байдарская долина — Южный берег Крыма — район современной Алушты — предгорная линия со стороны Бахчисарая. Таким образом, они взяли в кольцо яйлы, оградив их от любопытных глаз греков и обеспечив себе основу благополучия. В эпоху средневековья местное население выращивало мелкий рогатый скот. А в эпоху античности на яйлах выпасали быков и коров, которые кроме того что служили пищей — были «тракторами» древнего мира и представляли поэтому большую ценность. Кстати, на яйлах Виктор Новиченков обнаружил целую транспортную инфраструктуру древнего ЮБК — дорогу от Алушты до Байдарской долины. А 15-20 троп, исследованные известными учеными Е. В. Веймарном и О. И. Домбровским, пересекали ее и вели от самого побережья в глубь полуострова. Пересечение одной из троп с дорогой и располагалось как раз на Гурзуфском седле, где находилось святилище. Представьте, оно находилось на высоте 1434 метра, на одной из высших точек Крыма, с которой видны Гурзуф, Аю-Даг, предгорья, Симферополь и даже степные пространства.
И долго тавры были единственными хозяевами Южнобережья?
— По сути, 500-600 лет. Пока не пришли римляне. Такого количества римского оружия рубежа н. э., как нашли на Гурзуфском седле, нигде в Северном Причерноморье обнаружено не было.
А оно-то откуда? Не думаю, что римляне по доброй воле вооружали дикий народ?
— Понтийский царь Митридат Евпатор создал крупнейшую черноморскую державу и участвовал в трех крупных войнах с римлянами, которым понадобилось около полусотни лет в первом веке до н. э., чтобы справиться с ним. Тавры были союзниками Митридата. И с этого времени, похоже, народ возглавила военная элита, появился культ оружия. Его получали в качестве трофеев и приносили в жертву.
Судя по всему, тавры были неплохими воинами?
— В конце I в. до н. э. Боспорское царство пыталось захватить Херсонес. Очевидно, оно вошло в новый союз с племенами, которых называли теперь скифо-таврами. Плиний Старший писал, что они занимали хребет, то есть главную горную гряду. Она и стала плацдармом для нападения. В ответ в 20-х годах I в. до н. э. император Август направил в Таврику военную экспедицию. Судя по всему, римлянам не всегда сопутствовала удача. В святилище мы нашли много римского оружия, амуниции, монет именно тех лет и... выдувное стекло, которое римляне только изобрели, но оно уже появилось в святилище на Гурзуфском седле.
Местные аборигены хорошо потрясли римлян. А чем они сами воевали?
— Кинжалы, луки, копья...
В итоге, на чьей стороне оказалась победа?
— Скифо-тавры не победили и не проиграли и до середины I в. н. э. сохраняли свою активность. В течение следующих шестидесяти лет римляне направили в Крым еще две военные экспедиции. С 45 по 49 год н. э. они в Римско-боспорской войне разбили боспорского царя Митридата Восьмого. При этом варвары умудрились омрачить их победу. Согласно Тациту во время возвращения на родину несколько римских кораблей выбросило на берег, и их окружили тавры, которые убили префекта когорты и множество воинов из вспомогательного отряда. После этого скифо-тавры терроризировали Херсонес, и в 60-х годах римляне были вынуждены ввести на полуостров постоянные войска. Задачей римлян было обеспечить безопасность Херсонеса и установить контроль за морским торговым путем из Боспора. Построенный на мысе Ай-Тодор в крепости Харакс маяк служил надежным обеспечением безопасности мореплавания, а Херсонес был морской базой римского военного флота. Тавры сохранили за собой яйлы и в течение еще ста лет испытывали свой крутой нрав на римлянах. Они перекапывали римские дороги, а в Хараксе для пущей безопасности пришлось возвести новую пятисотметровую оборонительную стену. Однако постепенно римляне смогли ужиться с местным населением. Так, тавры начали строить свои поселения на открытых и незащищенных территориях, процветала торговля, которая привела к тому, что коренной народ утратил свою архаичную культуру.
Святая святых тавров — яйлы остались в неприкосновенности. А сами тавры? Они же исчезли как народ?
— Кардинально жизнь тавров начала меняться после нашествия восточных германцев — готов. В середине третьего века н. э. римляне ушли из Крыма защищать границы империи от готов, которые тем временем проникли на полуостров. Интересно, что найденные готские некрополи располагаются так же, как и таврские могильники, по периметру главной горной гряды. То есть готы смешались с местным населением и также охраняли яйлы.
Город на 600 лет младше своего имени
Получается, что до четвертого века Крымом правили язычники. В Киевскую Русь христианство пришло в X веке. На Южнобережье оно появилось...
— В пятом веке готы стали служить Византии. На
Южнобережье в середине VI в. император Юстиниан построил для них
крепости Алустон и Горзувиты. А с седьмого века приходит христианство —
появляются надгробия в виде крестов, начинают строиться христианские
храмы. Строили их в большом количестве на побережье, на перекрестках
дорог и высоко в горах.
Все это время Ялту называли Джалитой, Ялитой... А когда появилось современное название?
— В XIII-XIV веках, когда началась генуэзская колонизация. В Ялте располагался гарнизон, консул. К тому времени здесь уже существовала крепость, построенная византийцами.
Вдоль Большой Ялты существует немало укреплений, которые называют исарами.
— В XIV-XV веках в Крыму существовало три крупных государственных образования. С одной стороны, Крымский улус Золотой орды, который потом превратили в Крымское ханство. С другой — генуэзские колонии. И княжество Феодоро с центром на Мангупе, которое состояло из местного населения. Князья очень хотели иметь выход к морю. Заглядывались на Южный берег. Но его крепко держали генуэзцы. Поэтому феодориты построили свои крепости-исары на удалении от берега вдоль всей главной горной гряды. Предполагаю, что делали они это и для того, чтобы защитить яйлы, которые перешли к ним как бы по наследству.
То есть мангупское царство состояло из местных жителей, наследников в том числе и тавров?
— Это был союз коренных народов, которых называли греко-христианами.
Почему?
— В то время людей делили не по принадлежности к народу, а по вероисповеданию. А Византия за время своего присутствия в Крыму обратила местное население в православное христианство.
Княжество Феодоро получило доступ к морю на Южнобережье?
— Нет. Получилась любопытная ситуация. Напротив
мест, где феодориты строили крепости-исары, гезуэзцы возводили
сторожевые башни, и так на всем протяжении от Ласпи до Алушты. Всего
было найдено более 20 таких укреплений. Действовали они вплоть до
подчинения Крыма Турции, которая уничтожила княжество Феодоро, изгнала
генуэзцев, а Южный берег Крыма превратила в собственность турецкого
султана.
Кстати, вы ничего не сказали об этнических греках, которые основали Ялту.
— Ялту основали не греки. Эта легенда была придумана русскими помещиками в девятнадцатом веке, когда была мода на все античное. На территории Большой Ялты до сих пор не найдено ни одного древнегреческого поселения.
А кого же тогда считать основателем Ялты?
— Никого. Потому что ее история уходит в каменный век. Подтверждение тому — на улицах города находили каменные топоры.
В принципе это совпадает с мнением краеведа Шмелева, который в свое время утверждал, что Ялта основана намного раньше, чем 1838 год.
— До графа Воронцова города как такого не существовало. Были поселения, крепость, но не город. Поэтому дата основания Ялты — 1838 год.
Историю Ялты — в школы
Думаю, все-таки это не главная проблема современных археологов.
— Главная проблема — неконтролируемое строительство, разрушение памятников, которые находятся на государственном учете, их застройка, продажа частным лицам. К примеру, в районе Ливадии археолог Сергей Жук нашел галечные орудия раннего палеолита. Его открытие состояло в том, что люди появились в Крыму не сто тысяч лет назад, как предполагалось ранее, а почти один миллион лет назад! Сейчас табачное поле у Царской тропы, где он сделал находки, уже застроено домами, несмотря на то, что было поставлено на государственный учет. Что уж тут говорить о предварительных раскопках. Их заказывают крайне редко.
Согласитесь, археология ради археологии никому, кроме специалистов, не нужна. Она должна служить городу и его жителям. В чем это может выражаться?
— Я давно говорю и пишу о том, что необходимо использовать древнее культурное наследие Большой Ялты для развития экономики и туризма в Крыму. Это очень перспективное направление в развитии города. ЮБК располагает уникальным разнообразием памятников, многие из которых могут быть отреставрированы, стать музеями под открытым небом и являться объектами экскурсионного показа для отечественных и иностранных туристов. Комплексу памятников на ЮБК с целью их охраны и экспонирования необходим статус археологического заповедника.
Основой для претворения этой программы должен
стать археологический музей. Для его создания мы располагаем большим
количеством экспонатов, среди которых много редких и уникальных. В
нынешних условиях мало места для новых экспозиций. Благодаря поддержке
мэра Ялты Сергея Борисовича Брайко пять лет назад мы смогли открыть
экспозицию, представляющую наиболее ценные археологические находки
Большой Ялты последних десятилетий — первую в Крыму и третью в Украине
«Золотую кладовую». Мы очень благодарны за эту помощь. В будущем
необходимо создание археологического музея и археологического центра для
развития международного туризма и воспитания ялтинцев, которые должны
знать и гордиться своей историей. Необходимо добавить, что
археологические программы и исследования должны осуществляться силами
ученых, профессионалов.
То, о чем вы говорите, требует значительных финансовых ресурсов и годы работы. А есть ли то, с чего можно начать уже сейчас и что не потребует больших расходов?
— Начинать нужно с введения обязательного курса изучения исторического краеведения в школах Ялты и создания археологического центра, который бы в том числе оказывал содействие в разработке учебников, путеводителей и подготовке экскурсоводов высокого уровня по древним памятникам. Ялтинцы по большому счету не интересуются историей своего края и ничего не знают о нем.
КСТАТИ: Святилище на Гурзуфском седле — «Крымская Троя». Одних только античных монет — 313. В первые же дни раскопок был обнаружен золотой херсонесский статер 95 г. н. э. с изображением богини Девы. В мире известно шесть таких монет. Позднее были найдены монеты боспорских царей I в. до н. э. — I в. н. э., античные, римские монеты с изображением Александра Македонского, римского императора Марка Аврелия, полководцев Марка Антония, Сципиона Африканского, денарии императоров Августа и Тиберия. Особую ценность представляют 20 серебряных и бронзовых эллинистических и римских статуэток с изображением Юпитера, Аполлона, Зевса, Посейдона, Артемиды, предметы вооружения — ножи, дротики, фрагменты кольчуг. Найденный в святилище римский щит «скутум» до сих пор был известен лишь по изображениям на античных надгробиях. Находки очень разнообразны — украшения, фрагменты парадной металлической посуды, кухонная утварь, инструменты, предметы для письма, стеклянные и керамические изделия. Всего в святилище обнаружили несколько тысяч предметов. Материалы раскопок святилища у перевала Гурзуфское седло представлены в экспозиции «Прошлое Ялты» — залы «Археология», «Золотая кладовая» Ялтинского историко-литературного музея.
Мифы происхождения Ялты,история Ялты