23Апр 2014
Мыс Ай-Тодор
Курортные поселки Мисхор, Гаспра и Кореиз в последние годы слились,
образовав единый курортный район, поэтому их история это, по сути,
история мыса Ай-Тодор в окрестностях которого они находятся. Этот мыс
известен многим тысячам наших и зарубежных туристов. Его центральный
отрог - "Ласточкино гнездо" - сегодня является своеобразной эмблемой
Южного берега Крыма. Мыс состоит из трех скалистых выступов. Обрываясь дикими,
отвесными утесами, они образуют один почти совершенно недоступный с моря
массив.Лишь с юго-восточной стороны мыса небольшая бухточка с ровным пляжем
представляет единственную довольно удобную пристань, где и теперь
останавливаются теплоходы и катера, курсирующие между Ялтой и Симеизом.
Это - исконная гавань Ай-Тодора. Не случайно поэтому крайний в сторону
Ялты отрог с площадкой "Капитанский мостик" (территория сан. "Парус"
называется Лимен-буруном, что в переводе с греческого означает "мыс
гавани". Название это сохраняется за ним с весьма отдаленных времен.
Наиболее живописен центральный отрог Ай-Тодорского мыса. В
раннее средневековье здесь стоял монастырь святого Федора (Ай-Тодор в
переводе - святой Федор), отчего отрог назывался Монастырь-буруном, или
Монастырским мысом. На самом краю отвесной скалы Монастыр - буруна стоит
романтическое "Ласточкино гнездо", построенное бакинским
нефтепромышленником бароном В. Шнейгелем в 1911 - 1912 гг. Он называл
его "Замок любви". Возведено здание по проекту архитектора А.В. Шервуда.
Командное положение над всем побережьем от виднеющейся вдали Медведь-горы до симеизской Кошки занимает массивный отрог Ай-Тодора с маяком, видимым на 50 километров. На территории маяка некогда располагались погреба и подземелья, выложенные внутри каменными стенами. В основание этих стен положены блоки весом до тысячи пудов. Подземелье занимает всю ширину маячной скалы. Еще знаменитый исследователь горного Крыма П. Кеппен заметил, как старательно и планомерно укреплен был этот район в древности. По нему шла целая система взаимно расположенных укреплений, представлявших непрерывную и замкнутую цепь древнего оборонительного рубежа.
Большое Ай-Тодорское укрепление - "Харакс" (остатки оборонительных стен можно видеть на территории сан. "Днепр", давно привлекало внимание исследователей. Первые раскопки были совершены здесь в 1849 году графом Шуваловым. С 1896 года поиски вел бывший владелец этой местности великий князь Александр Михайлович. С лета 1907 года работы приняли более систематический характер и к классификации материала был привлечен тогдашний директор Херсонесского музея К. К. Косцюшко-Валюжинич. Самые крупные исследования проводились в 1931, 1932 и 1935 годах
Харакс, что по-гречески "форт", был основан в 70-х годах I века при римском императоре Веспасиане на месте более раннего поселения тавров. В конце I века здесь находился гарнизон мореходов Равенской эскадры, во II веке - солдаты 1-го Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины 11-го Клавдиева легиона (конец II - первая половина III века). Об этих трех эпохах военной оккупации Харакса свидетельствуют штемпеля на кирпичах и черепицах. В лагере раскопаны основания каменных и кирпичных домов, цементированный водоем, водопровод из глиняных труб. Харакс в основном был военным поселением, при котором жили кузнецы, меднолитейщики, ювелиры, гончары. Население занималось рыбным промыслом, скотоводством, земледелием, о чем свидетельствуют найденные серпы и жернова. Находки стилей - острых стержней, применявшихся в древности для письма, служат доказательством грамотности населения. Обнаружено много монет, относящихся к периоду с середины I до середины III века, когда Харакс как военный лагерь прекратил свое существование. После оставления римлянами Южного берега (см. Истрию Крыма) жизнь на Ай-Тодорском холме не прекращалась. Укрепления Харакса продолжали служить убежищем окрестному населению на случай опасности.
Широкой известностью пользовался Ай-Тодор в средние века. Он значится на древнейшей из известных науке старых итальянских рукописных карт - портолане генуэзца Висконти 1318 года. Затем он неизменно помечается на большинстве карт XV-XVI вв. В окрестностях мыса возникают поселки Мисхор (от греческого слова "Меси-хо-ра" - средний город, или "Миси-хо'ра" - половина города), Гаспра (от греческого слова "аспро" - белый). Происхождение названия Кореиз точно не установлено.
Дальнейшая судьба Ай-Тодора связана с длительным татаро-турецким владычеством (1475 -1783 гг.).
После присоединения Крыма к России на Ай-Тодоре в 1873 году был выстроен новый каменный маяк.
Не много истории;
Командное положение над всем побережьем от виднеющейся вдали Медведь-горы до симеизской Кошки занимает массивный отрог Ай-Тодора с маяком, видимым на 50 километров. На территории маяка некогда располагались погреба и подземелья, выложенные внутри каменными стенами. В основание этих стен положены блоки весом до тысячи пудов. Подземелье занимает всю ширину маячной скалы. Еще знаменитый исследователь горного Крыма П. Кеппен заметил, как старательно и планомерно укреплен был этот район в древности. По нему шла целая система взаимно расположенных укреплений, представлявших непрерывную и замкнутую цепь древнего оборонительного рубежа.
Большое Ай-Тодорское укрепление - "Харакс" (остатки оборонительных стен можно видеть на территории сан. "Днепр", давно привлекало внимание исследователей. Первые раскопки были совершены здесь в 1849 году графом Шуваловым. С 1896 года поиски вел бывший владелец этой местности великий князь Александр Михайлович. С лета 1907 года работы приняли более систематический характер и к классификации материала был привлечен тогдашний директор Херсонесского музея К. К. Косцюшко-Валюжинич. Самые крупные исследования проводились в 1931, 1932 и 1935 годах
Харакс, что по-гречески "форт", был основан в 70-х годах I века при римском императоре Веспасиане на месте более раннего поселения тавров. В конце I века здесь находился гарнизон мореходов Равенской эскадры, во II веке - солдаты 1-го Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины 11-го Клавдиева легиона (конец II - первая половина III века). Об этих трех эпохах военной оккупации Харакса свидетельствуют штемпеля на кирпичах и черепицах. В лагере раскопаны основания каменных и кирпичных домов, цементированный водоем, водопровод из глиняных труб. Харакс в основном был военным поселением, при котором жили кузнецы, меднолитейщики, ювелиры, гончары. Население занималось рыбным промыслом, скотоводством, земледелием, о чем свидетельствуют найденные серпы и жернова. Находки стилей - острых стержней, применявшихся в древности для письма, служат доказательством грамотности населения. Обнаружено много монет, относящихся к периоду с середины I до середины III века, когда Харакс как военный лагерь прекратил свое существование. После оставления римлянами Южного берега (см. Истрию Крыма) жизнь на Ай-Тодорском холме не прекращалась. Укрепления Харакса продолжали служить убежищем окрестному населению на случай опасности.
Широкой известностью пользовался Ай-Тодор в средние века. Он значится на древнейшей из известных науке старых итальянских рукописных карт - портолане генуэзца Висконти 1318 года. Затем он неизменно помечается на большинстве карт XV-XVI вв. В окрестностях мыса возникают поселки Мисхор (от греческого слова "Меси-хо-ра" - средний город, или "Миси-хо'ра" - половина города), Гаспра (от греческого слова "аспро" - белый). Происхождение названия Кореиз точно не установлено.
Дальнейшая судьба Ай-Тодора связана с длительным татаро-турецким владычеством (1475 -1783 гг.).
После присоединения Крыма к России на Ай-Тодоре в 1873 году был выстроен новый каменный маяк.
Не много истории;
Загадка, преподнесенная античными географами, до сих пор дышит жгучей
тайной и окутана морским туманом над одним из скалистых мысов
Южнобережья. Где находился Криуметопон — легендарный Бараний Лоб
древнегреческих и римских географов? Первое упоминание — в "Описании
моря, прилегающего к населенной Европе, Азии и Ливии", приписываемом
автору IV века до нашей эры Скилаку Кариандскому, но принадлежащем не
ему, а анонимному писателю, известному в исторической литературе как
Псевдо-Скилак. Вот его сообщение о Криуметопоне: "За скифской (землей)
народ тавры заселяет мыс материка, а мыс этот выдается в море. В
Таврической земле живут эллины (у которых) следующее: торговый город
Херсонес, мыс Таврической земли Бараний Лоб. Затем опять живут скифы, в
земле которых следующие эллинские города: Феодосия, Нитей и Нимфей,
Пантикапей, Мирмекий. От Истры до Бараньего Лба три дня и три ночи... От
Бараньего Лба до Пантикапея день и ночь пути".
Еще одиннадцать авторов после Псевдо-Скилака упоминают о Бараньем Лбе, среди них Скимн Хиосский (III — II вв. до н.э.), Страбон (64 г. до н.э.), Помпоний Мела (около 44 г. н.э.), Плиний Старший (23 — 79 гг. н.э.). Но известия древних географов большей частью неясны и сбивчивы, даже нельзя определить, побывали они сами в Таврике или делали описания с чужих слов.
А сообщения периплов — своеобразных лоций, составленных по поручению
римских и византийских императоров, написанных людьми, знавшими и изучавшими местность, относительно достоверны. Первым документом с
описанием побережья Таврики был "Перипл Понта Эвксинского" Арриана
Флавия, написанный в 134 году нашей эры. Выписка из него: "От Пантикапея
до местечка Казека, лежащего при море, 420 стадиев. Отсюда 280 стадиев
до опустевшего города Феодосии; и это был древний эллинский город,
ионический, колония милетцев. Отсюда 200 стадиев до покинутого порта
скифо-тавров, а отсюда до Лампады в Таврической земле 600 стадиев. От
лампады до порта Символов, также Таврического, 520 стадиев. Отсюда 180
стадиев до Херсонеса Таврической земли..."
Здесь не указывается местонахождение Криуметопона, но в другом перипле, написанном около V века нашей эры анонимным автором, который известен как Псевдо-Арриан и который, конечно, пользовался текстом Арриана Флавия, читаем: "От Лампады до высокой горы Бараньего Лба, мыса Таврической земли 220 стадиев, 29 1/3 мили... От Бараньего Лба до таврической же гавани Символа, называемой также гаванью Символов, — 300 стадиев, 40 миль; здесь спокойная гавань. От гавани Символа до города Херсонеса Таврической земли, колонизированного понтийскими гераклеотами, 180 стадиев, 24 мили; здесь пристань и хорошие гавани". Казалось, теперь легко, отсчитав стадии, локализовать Криуметопон, ведь расстояние нам известно. Однако размер стадиев у античных авторов был различным и колебался от 145 до 250 метров. Пришлось геологу и археологу Льву Васильевичу Фирсову, нашему современнику, провести сравнительный анализ величины стадиев у разных античных авторов.
Закурив трубку, как бывалый опытный лоцман, не раз проводивший суда по Понту, Лев Васильевич принялся за работу. За основу он взял расстояние между Родосом и Александрией, точно известное с античных времен. Ученый пришел к выводу, что большинство древних географов пользовались стадием, равным около 160 метров.
Результаты проведенного исследования дают возможность предположить, что древний Криуметопон, или Бараний Лоб, - это мыс Ай-Тодор, где примерно 300 лет назад стояла римская крепость Харакс. Географическое положение мыса. выходящего в море, как и высокие обрывы, кажущиеся особенно грозными и внушительными с небольшого парусного корабля, соответствуют сжатому описанию древними авторами Бараньего Лба. И географические расчеты Птолемея, поставившего Бараний Лоб и Харакс на одной долготе, тоже подтверждают локализацию.
А если разобраться с достаточной точностью, то мыс Ай-Тодор представляет собой не один, а целых три мыса В геологии они равноценны и сложены одними и теми же древнеюрскими известняками. Самый большой из них, юго-западный, называется Ай-Тодором. Здесь стоит маяк и находятся развалины римского укрепления Харакс. Это наиболее высокая часть мыса, и свет маяка виден за 50 миль. Рядом еще сохранились остатки векового южнобережного леса с зарослями можжевельника, фисташки туполистной, дуба пушистого. Привлекает сюда и растущая на самой вершине у маяка гигантская тысячелетняя фисташка. Это одно из самых старых деревьев Крыма, оно занесено в Красную книгу.
Второй мыс совсем рядом, всего в полукилометре от Ай-Тодора и отделен от него крохотной бухточкой. Этот средний и самый маленький выступ берега именовался Лиман-Буруном, Утеки-Буруном и Исаром. Первое название отражает положение мыса в соседстве с бухтой, где сейчас современный причалки швартуются белоснежные катера. Это — мыс гавани. Второе название связано с устричной ^ банкой, расположенной к югу от мыса в море на значительной глубине, и переводится как Устричный мыс. А третье название указывает на то, что лет полтораста назад здесь были видны остатки какого-то укрепле^-ния, что и дало повод татарскому населению окрестить его Исаром. На этом мысу, на северо-восточной оконечности прилепилось Ласточкино гнездо. Изящное и красивое здание в духе рыцарского замка легко, весело и бесстрашно повисло над пропастью. Смотришь издалека на Ласточкино гнездо с моря, с берега и думаешь — игрушка. Вырезанная из картона и приклеенная к обрыву. А подходишь ближе и радуешься — нет, не обман, настоящее каменное здание с балкончиками, шпилями, дубовыми рамами, лесенками замерло над широкой морской пустыней. Чуть напряженно, даже осторожно ступаешь по балкону замка и будто натыкаешься на прозрачность. Внизу, вдали, над головой тонкий стеклянный мир — зеленый и синий с расплавленным солнцем. И радостное ощущение охватывает тебя, пронзая душу, будто Бог осеняет золотым крестом солнца. Стоишь, очарованный морем, небом, где парит Ласточкино гнездо. И сам, как птица, хочешь взмыть ввысь...
Замок Ласточкино гнездо был воздвигнут на скале немецким нефтепромышленником Штенгелем в 1912 году по проекту архитектора А.В.Шервуда.
Известный исследователь Крыма археолог П.И.Кеппен пишет об этом месте в "Крымском" сборнике:
"Тут была какая-то постройка, только не церковь, как заключить можно по направлению стен. Удивительно, что беломраморные столбики, здесь лежащие и имеющие в поперечнике от 6 до 7 вершков при полутора аршинах длины, доныне не снесены с места". Ах, как хочется отождествить этот мыс с храмом Девы из мифа об Ифигении в Тавриде! Правда, местонахождение храма Девы оспаривают ученые-археологи. По их мнению, им мог быть мыс Айя, Аю-Даг, Меганом, Фиолент, гора Ай-Никола, скалы Ифиге-ния. Кошка, хотя никто не может доказать неоспоримыми фактами, где именно стоял легендарный храм тавров, в котором совершались человеческие жертвоприношения. Опять тайна Крыма, но какая трагическая и прекрасная!
Вернемся к Ай-Тодору. Третий и северный выступ берега теперь носит имя Парус, а раньше он назывался Дакакнали, Дакакнари-Топрах, Монастыр-Бурун, что в переводе значит — Монастырский мыс. Когда-то здесь стояла монастырская церковь. Значит, отсюда, с этого мыса люди обращались к Богу, молились и просили у него помощи, защиты и немножечко счастья. Чтобы было солнце и тепло, мир и покой, чтобы влага подходила к корням деревьев и виноградников. Чтобы можно было стоять на краю скалы и любоваться морем и небом, и тихо шептать благословенные слова.
Еще одиннадцать авторов после Псевдо-Скилака упоминают о Бараньем Лбе, среди них Скимн Хиосский (III — II вв. до н.э.), Страбон (64 г. до н.э.), Помпоний Мела (около 44 г. н.э.), Плиний Старший (23 — 79 гг. н.э.). Но известия древних географов большей частью неясны и сбивчивы, даже нельзя определить, побывали они сами в Таврике или делали описания с чужих слов.
Здесь не указывается местонахождение Криуметопона, но в другом перипле, написанном около V века нашей эры анонимным автором, который известен как Псевдо-Арриан и который, конечно, пользовался текстом Арриана Флавия, читаем: "От Лампады до высокой горы Бараньего Лба, мыса Таврической земли 220 стадиев, 29 1/3 мили... От Бараньего Лба до таврической же гавани Символа, называемой также гаванью Символов, — 300 стадиев, 40 миль; здесь спокойная гавань. От гавани Символа до города Херсонеса Таврической земли, колонизированного понтийскими гераклеотами, 180 стадиев, 24 мили; здесь пристань и хорошие гавани". Казалось, теперь легко, отсчитав стадии, локализовать Криуметопон, ведь расстояние нам известно. Однако размер стадиев у античных авторов был различным и колебался от 145 до 250 метров. Пришлось геологу и археологу Льву Васильевичу Фирсову, нашему современнику, провести сравнительный анализ величины стадиев у разных античных авторов.
Закурив трубку, как бывалый опытный лоцман, не раз проводивший суда по Понту, Лев Васильевич принялся за работу. За основу он взял расстояние между Родосом и Александрией, точно известное с античных времен. Ученый пришел к выводу, что большинство древних географов пользовались стадием, равным около 160 метров.
Результаты проведенного исследования дают возможность предположить, что древний Криуметопон, или Бараний Лоб, - это мыс Ай-Тодор, где примерно 300 лет назад стояла римская крепость Харакс. Географическое положение мыса. выходящего в море, как и высокие обрывы, кажущиеся особенно грозными и внушительными с небольшого парусного корабля, соответствуют сжатому описанию древними авторами Бараньего Лба. И географические расчеты Птолемея, поставившего Бараний Лоб и Харакс на одной долготе, тоже подтверждают локализацию.
А если разобраться с достаточной точностью, то мыс Ай-Тодор представляет собой не один, а целых три мыса В геологии они равноценны и сложены одними и теми же древнеюрскими известняками. Самый большой из них, юго-западный, называется Ай-Тодором. Здесь стоит маяк и находятся развалины римского укрепления Харакс. Это наиболее высокая часть мыса, и свет маяка виден за 50 миль. Рядом еще сохранились остатки векового южнобережного леса с зарослями можжевельника, фисташки туполистной, дуба пушистого. Привлекает сюда и растущая на самой вершине у маяка гигантская тысячелетняя фисташка. Это одно из самых старых деревьев Крыма, оно занесено в Красную книгу.
Второй мыс совсем рядом, всего в полукилометре от Ай-Тодора и отделен от него крохотной бухточкой. Этот средний и самый маленький выступ берега именовался Лиман-Буруном, Утеки-Буруном и Исаром. Первое название отражает положение мыса в соседстве с бухтой, где сейчас современный причалки швартуются белоснежные катера. Это — мыс гавани. Второе название связано с устричной ^ банкой, расположенной к югу от мыса в море на значительной глубине, и переводится как Устричный мыс. А третье название указывает на то, что лет полтораста назад здесь были видны остатки какого-то укрепле^-ния, что и дало повод татарскому населению окрестить его Исаром. На этом мысу, на северо-восточной оконечности прилепилось Ласточкино гнездо. Изящное и красивое здание в духе рыцарского замка легко, весело и бесстрашно повисло над пропастью. Смотришь издалека на Ласточкино гнездо с моря, с берега и думаешь — игрушка. Вырезанная из картона и приклеенная к обрыву. А подходишь ближе и радуешься — нет, не обман, настоящее каменное здание с балкончиками, шпилями, дубовыми рамами, лесенками замерло над широкой морской пустыней. Чуть напряженно, даже осторожно ступаешь по балкону замка и будто натыкаешься на прозрачность. Внизу, вдали, над головой тонкий стеклянный мир — зеленый и синий с расплавленным солнцем. И радостное ощущение охватывает тебя, пронзая душу, будто Бог осеняет золотым крестом солнца. Стоишь, очарованный морем, небом, где парит Ласточкино гнездо. И сам, как птица, хочешь взмыть ввысь...
Замок Ласточкино гнездо был воздвигнут на скале немецким нефтепромышленником Штенгелем в 1912 году по проекту архитектора А.В.Шервуда.
Известный исследователь Крыма археолог П.И.Кеппен пишет об этом месте в "Крымском" сборнике:
"Тут была какая-то постройка, только не церковь, как заключить можно по направлению стен. Удивительно, что беломраморные столбики, здесь лежащие и имеющие в поперечнике от 6 до 7 вершков при полутора аршинах длины, доныне не снесены с места". Ах, как хочется отождествить этот мыс с храмом Девы из мифа об Ифигении в Тавриде! Правда, местонахождение храма Девы оспаривают ученые-археологи. По их мнению, им мог быть мыс Айя, Аю-Даг, Меганом, Фиолент, гора Ай-Никола, скалы Ифиге-ния. Кошка, хотя никто не может доказать неоспоримыми фактами, где именно стоял легендарный храм тавров, в котором совершались человеческие жертвоприношения. Опять тайна Крыма, но какая трагическая и прекрасная!
Вернемся к Ай-Тодору. Третий и северный выступ берега теперь носит имя Парус, а раньше он назывался Дакакнали, Дакакнари-Топрах, Монастыр-Бурун, что в переводе значит — Монастырский мыс. Когда-то здесь стояла монастырская церковь. Значит, отсюда, с этого мыса люди обращались к Богу, молились и просили у него помощи, защиты и немножечко счастья. Чтобы было солнце и тепло, мир и покой, чтобы влага подходила к корням деревьев и виноградников. Чтобы можно было стоять на краю скалы и любоваться морем и небом, и тихо шептать благословенные слова.