23Апр 2014
Имение "Харакс"
Имение получило название от римской крепости Харакс, которая находилась в
данной местности еще во II-III в. н. э. Крепость Харакс была
расположена на мысе Ай-Тодор (ныне на нем маяк рядом с «Ласточкиным
гнездом»). Укрепление Харакс (по-гречески «столб», «кол», то есть
«огороженное место») было основано в 70-х годах I века нашей эры при
римском императоре Веспасиане. Открытие Харакса состоялась в 1896 году
Великим Князем Александром Михайловичем - братом Георгия Михайловича,
которому и принадлежало место раскопок римской крепости. Там же в свое
время и был создан музей находок (1907-1908 гг.).
Нижне-Алупкинское шоссе делит имение "Харакс" на две части. Нижняя часть имения к югу от шоссе представляет собой парк, в котором были выстроены: дворец, свитский дом и т.д. Верхняя часть имения, к северу от Нижне-Алупкинского шоссе, представляет собою склон горы, покрытой лесом. В этой же части у шоссе имеются фруктовые насаждения, маслины, миндаль, устроены огороды и выстроены здания хозяйственного характера.
Парк имения расположен на склоне горы, на довольно ровной местности с уклоном в сторону моря. В юго-восточной части парка начинается подъем на гору, на которой уже за границей имение "Харакс" выстроен Ай-Тодорский маяк. В верхней части парка устроена дорога, а в нижней - каменная прямая лестница, в 223 ступени, ведущая к морю. Дорожки в парке по бокам выложены каменными кубиками и посыпаны гравием, а некоторые осажены подстриженным буксусом в виде бордюра.
Из посаженных деревьев в парке особенно хорошо растут хвойные - таврические и австралийские ели, ливанские кедры и пихты; а также магнолии, лавры, липы. Все деревья были посажены одновременно со строительством имения.
Основные застройки проводились почти на пустыре, и с этой работой замечательно справился ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов, которому канцелярией В.Кн. Георгия Михайловича было поручено составление проекта застройки имения. Переписка началась еще в 1898 г. К этому времени Н.П. Красновым уже был построен дворец в Мисхоре - "Дюльбер" для В.Кн. Петра Николаевича Романова.
Всем, кто бывал на территории южнобережного санатория "Днепр", занимающего сейчас большую часть Харакса, трудно, конечно, представить, что в начале века на месте прелестного маленького дворца и тенистого парка с аллеями из высоких деревьев ценных пород, цветниками и сохранившимися еще кое-где фонтанами и беседками, была каменистая безводная местность с можжевеловым редколесьем.
Из-за отсутствия источников воды на некоторое время пришлось отложить начало строительных работ: к ним приступили в марте 1905 года, когда гаспринские татары сдали в аренду источник "Хачамалар", а на территории самого имения были открыты несколько мелких.
Именно при строительстве этого дворца Краснов проявил себя не только знающим архитектором и строителем, но и ландшафтным архитектором. В больших комплексах, связанных с вовлечением широкого ландшафта в проект архитектурного целого, Николай Петрович добивался удивительного эффекта органичного сосуществования, слияния архитектуры и природы со взаимным подчеркиванием достоинств друг друга.
Своеобразие ландшафта участка прибрежной земли предназначенного В. Кн. Георгием Михайловичем для строительства на западном отроге мыса Ай-Тодор, подсказывает зодчему архитектурный ансамбль в "шотландском вкусе". По собственному определению Краснова, дворец "исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей".
Строительство велось одновременно с закладкой и открытием большого бассейна питьевой воды, разбивкой парка и посадки в нем различных растений, постройкой зданий хозяйственного назначения и только на завершающем этапе был построен дворец. Он появился уже в сформированном органичном пространстве, подчеркивающем гармонию строений с окружающим ландшафтом. Отстоящая на горизонте зубчатая Ай-Петринская гряда постоянно присутствует в фокусе архитектурного ансамбля как величественный "задний план".
В это единство завершающим штрихом входит Харакская церковь Св. Нины, одна из самых последних построек имения. Эстетически оправданным окажется умелое "столкновение" архитектором двух высокогорных стилей: грузинско-армянского и стиля шотландского горного замка.
Архитектурно-ландшафтное своеобразие летней резиденции Великого Князя подсказывало и стилевое оформление парка, который был выдержан в так называемом "регулярном стиле". В парке не случайно оказалась колоннада, состоящая из колон античного образца, перенесенных в Харакский парк из разрушенного пожаром дворца в Ореанде. Они не просто украшали парк, а одновременно и напоминали об историческом прошлом этих мест.
Избранное Н.П. Красновым стилевое решение всего комплекса имения безусловно отвечало эстетическим запросам владельца, который вплоть до революции 1917 г. каждое лето вместе с семьей и многочисленными гостями отдыхал в "Хараксе". Отсутствие всякой вычурности, ясность линий и даже некоторая простота быта великолепной виллы, когда комфорт достигался не за счет излишней бросающейся в глаза роскоши, но благодаря изысканной строгости, свойственной русскому модерну, и достижений технической мысли с сфере бытового устройства должным образом характеризуют вкус архитектора и владельца.
Среди гостей Георгия Михайловича, которые восхищались устройством имения, была и семья императора Николая II, который для строительства нового дворца в Ливадии тоже пригласил архитектора Кpacновa, пo достоинству оценив его талант. Неоднократно гостил у Георгия Михайловича известный поэт "К.Р." - Константин Константинович Романов, (его племянница была женой Георгия Михайловича) вместе со своим семейством. Многие его поэтические строки зарождались именно в "Хараксе ".
Когда прошли революционные бури, и была окончательно установлена советская власть, бывшее имение "Харакс" становится домом отдыха для партийных работников УЦИКа.
К сожалению, время не пощадило имение: во время Великой Отечественной войны почти полностью разрушен Свитский корпус, пострадал дворец - пострадала крыша. Все, конечно, было отреставрировано, но первоначальный облик вернуть не удалось
Нижне-Алупкинское шоссе делит имение "Харакс" на две части. Нижняя часть имения к югу от шоссе представляет собой парк, в котором были выстроены: дворец, свитский дом и т.д. Верхняя часть имения, к северу от Нижне-Алупкинского шоссе, представляет собою склон горы, покрытой лесом. В этой же части у шоссе имеются фруктовые насаждения, маслины, миндаль, устроены огороды и выстроены здания хозяйственного характера.
Парк имения расположен на склоне горы, на довольно ровной местности с уклоном в сторону моря. В юго-восточной части парка начинается подъем на гору, на которой уже за границей имение "Харакс" выстроен Ай-Тодорский маяк. В верхней части парка устроена дорога, а в нижней - каменная прямая лестница, в 223 ступени, ведущая к морю. Дорожки в парке по бокам выложены каменными кубиками и посыпаны гравием, а некоторые осажены подстриженным буксусом в виде бордюра.
Из посаженных деревьев в парке особенно хорошо растут хвойные - таврические и австралийские ели, ливанские кедры и пихты; а также магнолии, лавры, липы. Все деревья были посажены одновременно со строительством имения.
Основные застройки проводились почти на пустыре, и с этой работой замечательно справился ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов, которому канцелярией В.Кн. Георгия Михайловича было поручено составление проекта застройки имения. Переписка началась еще в 1898 г. К этому времени Н.П. Красновым уже был построен дворец в Мисхоре - "Дюльбер" для В.Кн. Петра Николаевича Романова.
Всем, кто бывал на территории южнобережного санатория "Днепр", занимающего сейчас большую часть Харакса, трудно, конечно, представить, что в начале века на месте прелестного маленького дворца и тенистого парка с аллеями из высоких деревьев ценных пород, цветниками и сохранившимися еще кое-где фонтанами и беседками, была каменистая безводная местность с можжевеловым редколесьем.
Из-за отсутствия источников воды на некоторое время пришлось отложить начало строительных работ: к ним приступили в марте 1905 года, когда гаспринские татары сдали в аренду источник "Хачамалар", а на территории самого имения были открыты несколько мелких.
Именно при строительстве этого дворца Краснов проявил себя не только знающим архитектором и строителем, но и ландшафтным архитектором. В больших комплексах, связанных с вовлечением широкого ландшафта в проект архитектурного целого, Николай Петрович добивался удивительного эффекта органичного сосуществования, слияния архитектуры и природы со взаимным подчеркиванием достоинств друг друга.
Своеобразие ландшафта участка прибрежной земли предназначенного В. Кн. Георгием Михайловичем для строительства на западном отроге мыса Ай-Тодор, подсказывает зодчему архитектурный ансамбль в "шотландском вкусе". По собственному определению Краснова, дворец "исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей, высеченных из того же камня, и покрыт английской черепицей".
Строительство велось одновременно с закладкой и открытием большого бассейна питьевой воды, разбивкой парка и посадки в нем различных растений, постройкой зданий хозяйственного назначения и только на завершающем этапе был построен дворец. Он появился уже в сформированном органичном пространстве, подчеркивающем гармонию строений с окружающим ландшафтом. Отстоящая на горизонте зубчатая Ай-Петринская гряда постоянно присутствует в фокусе архитектурного ансамбля как величественный "задний план".
В это единство завершающим штрихом входит Харакская церковь Св. Нины, одна из самых последних построек имения. Эстетически оправданным окажется умелое "столкновение" архитектором двух высокогорных стилей: грузинско-армянского и стиля шотландского горного замка.
Архитектурно-ландшафтное своеобразие летней резиденции Великого Князя подсказывало и стилевое оформление парка, который был выдержан в так называемом "регулярном стиле". В парке не случайно оказалась колоннада, состоящая из колон античного образца, перенесенных в Харакский парк из разрушенного пожаром дворца в Ореанде. Они не просто украшали парк, а одновременно и напоминали об историческом прошлом этих мест.
Избранное Н.П. Красновым стилевое решение всего комплекса имения безусловно отвечало эстетическим запросам владельца, который вплоть до революции 1917 г. каждое лето вместе с семьей и многочисленными гостями отдыхал в "Хараксе". Отсутствие всякой вычурности, ясность линий и даже некоторая простота быта великолепной виллы, когда комфорт достигался не за счет излишней бросающейся в глаза роскоши, но благодаря изысканной строгости, свойственной русскому модерну, и достижений технической мысли с сфере бытового устройства должным образом характеризуют вкус архитектора и владельца.
Среди гостей Георгия Михайловича, которые восхищались устройством имения, была и семья императора Николая II, который для строительства нового дворца в Ливадии тоже пригласил архитектора Кpacновa, пo достоинству оценив его талант. Неоднократно гостил у Георгия Михайловича известный поэт "К.Р." - Константин Константинович Романов, (его племянница была женой Георгия Михайловича) вместе со своим семейством. Многие его поэтические строки зарождались именно в "Хараксе ".
Когда прошли революционные бури, и была окончательно установлена советская власть, бывшее имение "Харакс" становится домом отдыха для партийных работников УЦИКа.
К сожалению, время не пощадило имение: во время Великой Отечественной войны почти полностью разрушен Свитский корпус, пострадал дворец - пострадала крыша. Все, конечно, было отреставрировано, но первоначальный облик вернуть не удалось