24Апр 2014
Гора Кошка
Гора Кошка – место интереснейшее. И от Ялты до нее добраться легко, на
маршрутке. Представим теперь, что мы стоим спиной к Ялте. Еще в 1960-е
годы дорога, по которой мы прибыли, не существовала, и гора Кошка была
куда как солиднее. Дорога разрезала и искромсала самый ее хребет.
Поэтому, направо ли вы пойдете, там, где на вершине стоит геодезический
знак – это будет гора Кошка, налево ли, к морю – она же.
Но вернемся к горе Кошка и посмотрим, что думали другие исследователи про это место. Русское имя берет начало от татарского Кош-кая, Соколиная гора (другое название, греческое – Лимена, то есть «Залив»).
Как говорят те, кто еще видел Кошку до постройки изуродовавшей ее дороги, там, где пролегает трасса, была непроходимая стена, отчасти сложенная природой, отчасти укрепленная людьми, которые в местах малейших просветов навалили циклопических глыб. Таким образом, Кошка была шлагбаумом, который перегораживал путь по побережью. Начало этому укреплению могли, судя по дикости кладки, положить еще тавры, но на неотесанные блоки кто-то еще пристроил правильную стенку, так что Кошку укрепляли и в историческое время. Как установлено раскопками 1955 года, другая стена отделяла городище площадью 1,5 гектара. Она была длиной в 100 метров, шириной в 2 метра, высотой до трех метров; очевидно, это та самая стенка, которая мне показалась случайным навалом камней. Керамические остатки, рассеянные на городище, датируют культурный слой второй половиной 1-го тысячелетия до РХ, то есть поздним таврским временем. Выше циклопической кладки, как я уже говорил, шла кладка цивилизованная, на греческий манер: панцирь, заполенный забутовкой. Исследователи датировали ее первыми веками по РХ, то есть римским временем; они выявили также следы более позднего средневекового ремонта.
На плато, по словам историка Кеппена, был огромный камень, под который подсунуты были другие камни, так, что при малейшем движении эта глыба должна была свалиться с обрыва.
И хотя другие историки видят в этом следы мегалитической культуры, я думаю, что это был камень, предназначенный для того, чтобы упасть на головы штурмующих. То, что он стоял в 19 в, говорит о том, что последние защитники крепости не успели воспользоваться этим убойным оружием, и либо бежали, либо ворота крепости открыл предатель (вспомним, что крепость Кастель была сдана предателем). Пишет Кеппен и о тех домах, остатки которых видели мы, только в его время их стены поднимались над фундаментами кое-где на метр, просматривались очаги, утрамбованные галькой полы. Видны были следы деревянных столбов, которые поддерживали крыши. Постройки, примыкавшие к скалам, имели односкатную крышу. Что до керамики в этих жилищах, то часть ее – кизил-кобинское время (по имени пещеры Красной, или Кизил-Коба, где впервые выявлена эта культура первых веков по РХ), часть позднее. Археологи обнаружили каменные зернотерки, оселки, глиняные пряслица, костяные иглы. В самых нижних слоях найдены следы жизни эпохи бронзы. Итак, получается, что Кошка была освоена людьми еще в бронзовый век. Далее тавры превратили ее в блок-пост, запирающий движение по побережью. В первых веках по РХ здесь были люди, более цивилизованные, чем тавры, возможно, включенные в римскую культуру (мы не хотели бы включаться здесь в дискуссию о сущности Кизил-Кобинской культуры, об этом уместнее будет поговорить в рассказе о пещере Красной). Далее, примерно в 9-10 вв, на основе таврских стен стоится средневековая крепость с воротами и башнями.
Там, где сейчас располагается парк поселка Симеиз, было поселение ай-Панда (думаю, все то же искаженное Панеа).
В ай-Панда генуэзцы также построили оборонительную стену (существовала в 13-15 вв), рядом с которой археологи раскопали большой дом. Какими-то укреплениями ай-Панда была обнесена еще до генуэзцев, греками. Дом, скорее всего, служил либо домом-башней, либо казармой, где хранилось вооружение, и, где отдыхали солдаты. Здесь же обнаружен могильник со склепом, где найдены вещи 8-13 вв, в том числе серьги и браслеты, которые сейчас по идее должны храниться в Ялтинском музее. На горе Панеа, напротив скалы Дива – был монастырь. Обнаружено несколько домиков, где жили монахи, небольших, но очень аккуратных, а также три построенных один после другого храма. Идем по времени задом наперед. Самый молодой храм – генуэзская капелла, поставленная на обгорелом мраморном полу храма 10-13 вв, погибшего от пожара. Тот, в свою очередь, воздвигнут был на руинах храма 9-10 вв с мозаичным полом. Мозаика изображала павлинов, клюющих виноград. И манера мастера, и материал, из которого выложена мозаика – все указывает на Херсон (саму смальту оттуда везли). Место, где построен был храм, использовалось непрерывно с эллинистического времени: керамика греческая перекрывается римской, а та – средневековой. Тут же раскопан склеп с византийскими погребениями 8-13вв. Есть мнение, что генуэзцы, захватив эти края в 13 в и владевшие ими до 15 в, перестроили монастырь на горе Панеа под свою крепость, тогда как крепость на горе Кошка оставалась им неподвластна. Это крайне мало вероятно, если учесть малое расстояние между этими объектами. Уж если итальянцы смогли не просто захватить Панею, но и развернуть там строительство, что им стоило преодолеть сотню метров вверх, и силой ли, измором ли выкурить врагов с Кошки. В 1475 году турки приносят в эти места мир, захватив и Кошку, и Симеиз. В 1774 году эти края, как и весь Крым, вошли в состав России, и уже в 1778 году греки, жившие тут, были насильственно выселены в Приазовье, где растворились среди как бы русского населения. Эти греки были в основном мусульманами, но говорили при этом на греческом языке. Татары остались на своем месте, до тех пор, пока в советское время не выселили и их.
Суммируем.;
Греки-монахи, бежавшие из Константинополя от иконоборцев, в 8 в заселили гору, заброшенную примерно в 3 в по РХ, в пору переселения народов. В 13 в сюда приходят генуэзцы, строят укрепление, скорее всего, не изгоняя греков, однако, различить генуэзскую и местную греческую культуру вряд ли возможно: все жили одинаково бедно.
Керамика горы Кошка отличается разнообразием и, видимо, накапливалась она не одно столетие. Наряду с грубой серой посудой с крупными примесями, которые можно отнести к Кизил Кобинской культуре (1-3 вв по РХ), встречается светлая, более качественно отмученная керамика примерно 8-10 вв, но немного. Более всего керамики из темной глины, с умеренным количеством примесей, и частой темной зоной на внутренней стороне. Венчики слабо профилированы. Эту керамику я мог бы отнести к генуэзскому времени (12-15 вв). Единственный датирующий фрагмент - профиль черепицы (рисунок 14), который по херсонским аналогиям датируется 10-12 вв, может быть, чуть позднее. Я думаю, читатель сам сопоставит периодизацию керамики с набросанной выше исторической «сеткой».
Но вернемся к горе Кошка и посмотрим, что думали другие исследователи про это место. Русское имя берет начало от татарского Кош-кая, Соколиная гора (другое название, греческое – Лимена, то есть «Залив»).
Как говорят те, кто еще видел Кошку до постройки изуродовавшей ее дороги, там, где пролегает трасса, была непроходимая стена, отчасти сложенная природой, отчасти укрепленная людьми, которые в местах малейших просветов навалили циклопических глыб. Таким образом, Кошка была шлагбаумом, который перегораживал путь по побережью. Начало этому укреплению могли, судя по дикости кладки, положить еще тавры, но на неотесанные блоки кто-то еще пристроил правильную стенку, так что Кошку укрепляли и в историческое время. Как установлено раскопками 1955 года, другая стена отделяла городище площадью 1,5 гектара. Она была длиной в 100 метров, шириной в 2 метра, высотой до трех метров; очевидно, это та самая стенка, которая мне показалась случайным навалом камней. Керамические остатки, рассеянные на городище, датируют культурный слой второй половиной 1-го тысячелетия до РХ, то есть поздним таврским временем. Выше циклопической кладки, как я уже говорил, шла кладка цивилизованная, на греческий манер: панцирь, заполенный забутовкой. Исследователи датировали ее первыми веками по РХ, то есть римским временем; они выявили также следы более позднего средневекового ремонта.
На плато, по словам историка Кеппена, был огромный камень, под который подсунуты были другие камни, так, что при малейшем движении эта глыба должна была свалиться с обрыва.
И хотя другие историки видят в этом следы мегалитической культуры, я думаю, что это был камень, предназначенный для того, чтобы упасть на головы штурмующих. То, что он стоял в 19 в, говорит о том, что последние защитники крепости не успели воспользоваться этим убойным оружием, и либо бежали, либо ворота крепости открыл предатель (вспомним, что крепость Кастель была сдана предателем). Пишет Кеппен и о тех домах, остатки которых видели мы, только в его время их стены поднимались над фундаментами кое-где на метр, просматривались очаги, утрамбованные галькой полы. Видны были следы деревянных столбов, которые поддерживали крыши. Постройки, примыкавшие к скалам, имели односкатную крышу. Что до керамики в этих жилищах, то часть ее – кизил-кобинское время (по имени пещеры Красной, или Кизил-Коба, где впервые выявлена эта культура первых веков по РХ), часть позднее. Археологи обнаружили каменные зернотерки, оселки, глиняные пряслица, костяные иглы. В самых нижних слоях найдены следы жизни эпохи бронзы. Итак, получается, что Кошка была освоена людьми еще в бронзовый век. Далее тавры превратили ее в блок-пост, запирающий движение по побережью. В первых веках по РХ здесь были люди, более цивилизованные, чем тавры, возможно, включенные в римскую культуру (мы не хотели бы включаться здесь в дискуссию о сущности Кизил-Кобинской культуры, об этом уместнее будет поговорить в рассказе о пещере Красной). Далее, примерно в 9-10 вв, на основе таврских стен стоится средневековая крепость с воротами и башнями.
Там, где сейчас располагается парк поселка Симеиз, было поселение ай-Панда (думаю, все то же искаженное Панеа).
В ай-Панда генуэзцы также построили оборонительную стену (существовала в 13-15 вв), рядом с которой археологи раскопали большой дом. Какими-то укреплениями ай-Панда была обнесена еще до генуэзцев, греками. Дом, скорее всего, служил либо домом-башней, либо казармой, где хранилось вооружение, и, где отдыхали солдаты. Здесь же обнаружен могильник со склепом, где найдены вещи 8-13 вв, в том числе серьги и браслеты, которые сейчас по идее должны храниться в Ялтинском музее. На горе Панеа, напротив скалы Дива – был монастырь. Обнаружено несколько домиков, где жили монахи, небольших, но очень аккуратных, а также три построенных один после другого храма. Идем по времени задом наперед. Самый молодой храм – генуэзская капелла, поставленная на обгорелом мраморном полу храма 10-13 вв, погибшего от пожара. Тот, в свою очередь, воздвигнут был на руинах храма 9-10 вв с мозаичным полом. Мозаика изображала павлинов, клюющих виноград. И манера мастера, и материал, из которого выложена мозаика – все указывает на Херсон (саму смальту оттуда везли). Место, где построен был храм, использовалось непрерывно с эллинистического времени: керамика греческая перекрывается римской, а та – средневековой. Тут же раскопан склеп с византийскими погребениями 8-13вв. Есть мнение, что генуэзцы, захватив эти края в 13 в и владевшие ими до 15 в, перестроили монастырь на горе Панеа под свою крепость, тогда как крепость на горе Кошка оставалась им неподвластна. Это крайне мало вероятно, если учесть малое расстояние между этими объектами. Уж если итальянцы смогли не просто захватить Панею, но и развернуть там строительство, что им стоило преодолеть сотню метров вверх, и силой ли, измором ли выкурить врагов с Кошки. В 1475 году турки приносят в эти места мир, захватив и Кошку, и Симеиз. В 1774 году эти края, как и весь Крым, вошли в состав России, и уже в 1778 году греки, жившие тут, были насильственно выселены в Приазовье, где растворились среди как бы русского населения. Эти греки были в основном мусульманами, но говорили при этом на греческом языке. Татары остались на своем месте, до тех пор, пока в советское время не выселили и их.
Суммируем.;
Греки-монахи, бежавшие из Константинополя от иконоборцев, в 8 в заселили гору, заброшенную примерно в 3 в по РХ, в пору переселения народов. В 13 в сюда приходят генуэзцы, строят укрепление, скорее всего, не изгоняя греков, однако, различить генуэзскую и местную греческую культуру вряд ли возможно: все жили одинаково бедно.
Керамика горы Кошка отличается разнообразием и, видимо, накапливалась она не одно столетие. Наряду с грубой серой посудой с крупными примесями, которые можно отнести к Кизил Кобинской культуре (1-3 вв по РХ), встречается светлая, более качественно отмученная керамика примерно 8-10 вв, но немного. Более всего керамики из темной глины, с умеренным количеством примесей, и частой темной зоной на внутренней стороне. Венчики слабо профилированы. Эту керамику я мог бы отнести к генуэзскому времени (12-15 вв). Единственный датирующий фрагмент - профиль черепицы (рисунок 14), который по херсонским аналогиям датируется 10-12 вв, может быть, чуть позднее. Я думаю, читатель сам сопоставит периодизацию керамики с набросанной выше исторической «сеткой».